Аль-Масуди
аль-МАСУДИ
(896-956)
(أبو الحسن ، علي بن الحسين المسعودي)
(Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масу́ди)
Арабский историк, географ и путешественник
Содержание
Биография
- Родился около 896 года в Багдаде Аббасидского халифата современного Ирака.
- Сведений о его жизни почти не сохранилось. Из его собственных сочинений можно сделать вывод, что он родился в Багдаде. Происходил из рода потомков Абдаллаха ибн аль-Масуда — сподвижника пророка Мөхәммәта. После многих лет странствий обосновался в Дамаске, но уже через два года перебрался в Фустат, где написал «Книгу указаний и наблюдений».
* Он во время своих путешествий побывал в различных провинциях Халифата Аббасидов, в Индии, на Кавказе, в регионах, прилегающих к Каспийскому морю, в Сирии, Аравии и Египте. Некоторые исследователи предполагают, что он также мог посетить Китай, Занзибар, острова Шри-Ланка и даже Мадагаскар. Он также упоминает в своих работах Киевскую Русь и Хазарию, и его работы являются важным историческим источником по истории этих стран.
- Сведений о его жизни почти не сохранилось. Из его собственных сочинений можно сделать вывод, что он родился в Багдаде. Происходил из рода потомков Абдаллаха ибн аль-Масуда — сподвижника пророка Мөхәммәта. После многих лет странствий обосновался в Дамаске, но уже через два года перебрался в Фустат, где написал «Книгу указаний и наблюдений».
- Умер в сентябре 956 года в Фустате, современного Каира в Египте.
Творчество
- Как первый арабский автор, объединивший разрозненные прежде исторические и географические наблюдения в крупномасштабную работу энциклопедического характера, заработал прозвище «арабского Геродота».
- В источниках упоминается не менее двадцати его работ, в том числе книга о ядах.
- Из них по крайней мере семь касались вопросов истории и географии.
- «АХБАР-АЗ-ЗАМАН (Известия времени)» опус в 30 томах утрачен, равно как и приложение к нему:
- «КИТАБ АЛЬ-АУСАТ (Средняя книга)»
- «МУРУДЖ АЗЗАХАБ ВА МААДИН АЛ-ДЖАВАХИР (Золотые копи и россыпи самоцветов)» - уцелело сокращённое изложение «Известий времени» с этим замысловатым наименованием, в устаревшем варианте перевода «Золотые луга»
- «КИТАБ АТ-ТАНБИХ ВА-Л-ИШРАФ (Книга указания и наблюдения)» - незадолго до смерти он закончил второе дошедшее до нас сочинение, где исправил и уточнил информацию, изложенную ранее
Признание
- Ибн Халдун назвал его «имамом» - Главой всех историков.